Home » Общество » Андрей Кураев: РПЦ на Украине движется к традиционной церковной демократии

Андрей Кураев: РПЦ на Украине движется к традиционной церковной демократии

Весь день на Украине православные верующие молились за то, чтобы религиозные законопроекты Верховной Рады, что пытаются поставить «нашу» церковь под контроль «их» государства, не набрали при голосовании нужного большинства. «Это может привести к окончательному расколу, украинскую митрополию навсегда «оторвут» от Москвы», — переживают прихожане.

Андрей Кураев: РПЦ на Украине движется к традиционной церковной демократии

Даже обычно немногословный пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался о недопустимости действий, направленных против интересов РПЦ на Украине. А Патриарх Московский и всея Руси Кирилл накануне обратился к лидерам стран «нормандской четверки» с призывом воспрепятствовать дискриминации православных.

Особое мнение по этому поводу высказал протодиакон Андрей Кураев.

— Мне кажется, что это все-таки пропагандистское передергивание, что сейчас происходит, — говорит отец Андрей. — Так, одна из двух поправок к закону Верховной Рады говорит всего лишь о том, что община имеет полное право переходить из одной конфессии и юрисдикции в другую. Для этого должно состояться собрание прихожан, то есть людей, чья религиозная идентичность определяется их самоидентификацией и религиозной практикой именно в этой общине. В 90-е годы были печальные случаи, когда боевики УНА-УНСО (запрещенная в России организация — ред.) автобусами колесили от одного села к другому на Западной Украине и насильно устраивали собрания за массовый выход из Московского Патриархата.

— И многие тогда вышли?

— Да, несколько епархий. И они не вернулись. Вот чтобы такое не повторилось, профильный комитет Верховной Рады и предлагает, что в любом случае решение Приходского собрания о подобном переходе должно утверждаться Приходским Советом. Голосовать за свою жизнь в общине должны реальные люди. Это очень важно. То есть этот законопроект, если он будет принят, подтолкнет православные приходы в порядке самозащиты наоборот составить список из своих прихожан, установить их поименное членство. Невозможны будут выборы в Приходской совет выдуманными персонажами, невозможно станет отправлять непонятных мирян на епархиальное собрание или тем более делегировать на Поместный Собор.

— Который избирает Патриарха?

— Я считаю, что то, что происходит у нас, больше похоже на посмешище. Приезжают люди, никакого отношения к вере не имеющие, со своими любовницами… Разве это правильно? Вот на Поместном Соборе 17-18-го годов было поименное членство прихожан, это была демократическая процедура выборов. Точно такая же практика в Русской Зарубежной церкви в странах Западной Европы.

— Так что же получается, можно так сказать, что украинская часть Русской Православной Церкви движется в сторону демократии?

— В этом смысле, думаю, что да. К традиционной церковной демократии. А дальше уже может быть поставлены вопросы о влиянии прихожан на приходскую жизнь, о требовании финансового отчета от настоятеля, даже о выборе кандидатов в священники… Все это дает только поименное членство в общине, которое доказывает, что приход не фиктивный.

— Но Россию сейчас называют страной-агрессором, и, соответственно, нашу православную церковь — агентом влияния.

— Всегда и везде церковь связана с государством. И любая церковная кандидатура согласовывается с властями. Священника, Епископа, Патриарха. Такое было во все времена и во всех странах. В этом плане церковь от государства не отделена. Для церкви жить в условиях невесомости и свободы нечто новое, этой практике не больше четверти века. А две тысячи лет до этого были наполнены совершенно противоположным опытом. Да, украинские власти сейчас очень раздражает, когда с амвона священники проповедуют за русский мир. Но представьте себе зеркальную ситуацию, разве в России кто-то позволит священникам в рясах говорить что-то, противоречащее политике государства? Я думаю, что реакция на подобное у нас в стране была бы еще более категоричной. Так что этот законопроект — лишь некая крайняя форма самозащиты украинского государства от авторитета Русской Православной Церкви. Он не запретит деятельность РПЦ на Украине, как многие представляют, а лишь попытается ограничить ее возможное политическое влияние.

— Это может в итоге повлечь за собой окончательный раскол?

— Нет, я думаю, это исключено. За все эти годы лишь сорок из двадцати тысяч приходов перешли под юрисдикцию УПЦ Киевского Патриархата, то есть почти ничего. Наша Церковь в этом плане оказалась целостна. Скорее, может возникнуть иная проблема, но тоже очень серьезная. Не исключено, что Греческая Церковь вмешается в этот процесс разделения. Ведь в течение многих веков Украина была именно ее частью, у нас любят повторять «Киев — мать городов русских», но это всего лишь калька греческого слова «митрополия». Киевская митрополия была частью Константинопольского Патриархата вплоть до конца 17-го века. Потом ее передали во временное пользование Патриархату Московскому. И вот сроки аренды подошли концу, не исключено, что попросят и вернуть… Но думаю, к этому Верховному Рада уж точно отношения не имеет.

Источник

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *